Июн 12

За что я люблю Советский Союз

Автор: , 12 Июн 2012 в 23:17

Некоторое время назад я разместил в Гайдпарке заметку «Почему я хочу вернуться в Советский Союз». В ней высказал мысль, что хочу вернуться в Советский Союз, потому что люблю его, а люблю его потому, что люблю. Вроде бы этим все и сказано. Невозможно описать то, за что человек любит свою Родину (не только большую Родину, но и малую). Любит и все! В его малой Родине могут вызывать волнение вещи, на которые посторонний человек посмотрит равнодушно. Эта любовь к «малым» местам и вещам не передается ни словами, ни даже от родителей к детям. Помню, еще в детстве мать возила меня в далекую глухую деревню в Томской области, куда был сослан ее раскулаченный отец и где родилась она. Я, будучи еще шестилетним ребенком, не мог понять, почему у нее вызывают волнение самая простая река и полуразвалившийся сарай, который когда-то был их домом. Сегодня то же самое повторяется с моими детьми. Я не могу им объяснить, почему меня каждое лето вместо далеких морских курортов тянет в места моего детства.

Однако отойдем от этих воспоминаний. Мне как-то подумалось, что любовь к малой и большой Родине все-таки различаются. Однажды, будучи в туристической поездке за границей, я поймал себя на мысли, что не смогу там жить. В гости ездить – пожалуйста, но не для проживания. Если это и есть любовь к своей большой Родине, то, конечно, она не такая щемящая. Она проявляется в основном издалека, говорят, что ею порой заболевают эмигранты, но, живя в своей стране, мы можем и не догадываться о ней. И еще одна ее особенность в том, что в отличие от любви к малой Родине о ней можно все-таки говорить. Действительно, если полуразвалившийся сарай, бывший домом твоего детства, может волновать только тебя одного, то большая страна, в границах которой ты себя комфортно чувствуешь, одинаково задевает чувства миллионов твоих сограждан. Это та любовь, которую можно и нужно выражать словами. Только слова желательно подбирать правильно. На самом деле, это очень и очень сложно. Помните: «Люблю Отчизну я, но странною любовью…»?

Что же в этом плане можно сказать о любви к СССР? Конечно, сначала правильнее было бы говорить о любви к России, ибо именно она закладывает в наши души фундаментальные вещи, но здесь для экономии вашего времени позвольте пропустить этот раздел и сразу перейти к Стране Советов. Чем же таким особенным она дополнила понятие «Россия», что вызывает к ней особенную любовь?

Конечно, сразу же приходят на ум вещи и события, вызывающие особую гордость, например, победа в самой тяжелой войне в истории человечества или космическое первенство, однако мне бы хотелось говорить о вещах более простых и чувственных и поэтому начну с детской сказки, точнее говоря, с простого, совсем детского примера.

Представьте себе сказочную волшебницу, в руках которой волшебная палочка. Подходит она к злому и нехорошему человеку, взмахивает своей палочкой и человек оборачивается честным и добрым. Летает она над миром, чертит палочкой на небесах узоры и добреют люди, светлеют их лица, и делают они хорошие дела.

А теперь вспомните, что автор нашумевшего недавно фильма «Жила была одна баба» когда-то снял «Белорусский вокзал». Что случилось с автором любимого всей страной фильма, почему, спустя много лет, он выпустил гадкую поделку?

…Наверное потому, что исчезла над его головой Волшебница …

Что такое случилось с автором «Иронии судьбы…», что он полностью деградировал, как автор, и кроме мерзостей ничего о своей стране вспомнить не может?

… Видимо, то, что никто не чертит над его головой волшебные узоры…

Недавно оживленно вспоминали Владимира Высоцкого. Говорили о его неоднозначной судьбе и, в частности, кто-то нет-нет, да и задавался вопросом «Как отнесся бы Высоцкий к переменам девяностых годов? На чью сторону бы встал?». Сложно на этот вопрос ответить, но судя по тем фактам его жизни, которые сейчас раскрываются (давал «серые» концерты, как сказали бы сейчас, делал на своих песнях незаконный бизнес, кололся наркотиками), есть опасения, что мы могли получить некий аналог нынешней предприимчивой Пугачевой.

Да-да!

А сама Пугачева! Какая чудесная и прекрасная волшебница пестовала ее в советские годы! Помню, у нас в студенческом общежитии на стене кто-то повесил фотографию Аллы с микрофоном в руке. Любили, по-настоящему любили ее. Не покинь нас летающая в небесах Волшебница со своей чудотворной палочкой, как знать, быть может и осталась бы Алла Борисовна в истории отечественной эстрады в одном ряду с Утесовым, Шульженко, о любви к которым она сама признавалась в советские годы. Но увы! Нет той Волшебницы, и новое поколение недоумевает, за что Пугачева получила титул примадонны эстрады.

А вспомните, как развернул свое отношение к стране Окуджава. Человек, который создавал шедевры советской бардовской песни – именно советской, поскольку они, как ничто другое, отражали дух именно советской жизни.

А Фетисов! Хоккеист. Лично для меня он был символом советского хоккея. Было в его игре что-то такое, что характеризовало именно наш хоккей. Наш! Вы понимаете, что это такое? Это примерно то же самое, что и «Космос – наш!» Только на льду. «А наши ребята за ту же зарплату…» – пел тогда Высоцкий. То есть, творили они свои чудеса на льду не ради денег, а ради искусства великой игры. (О, господи, Высоцкий! Какое счастье, что тебе не довелось стать вторым изданием Аллы Пугачевой. Ты успел уйти от нас Кумиром). И вот великий хоккеист (едва покинула нас добрая Волшебница) уезжает из страны – уезжает ради их зарплаты. Возвращается дельцом от спорта и, заняв должность министра, вступает в команду разрушителей страны и… спорта, Нашего спорта.

Не чертит теперь Волшебница на наших ледовых площадках свои причудливые узоры, и поблекла наша игра. Покатился вниз весь отечественный спорт. Мы уже радуемся хотя бы третьему общекомандному месту на олимпийских играх. Горько!

А наша уникальная чисто советского происхождения игра – «Что, где, когда»! Когда-то в качестве выигрышей в ней давались не денежные призы, а книги. И там волшебная палочка рождала любимых всей страной кумиров!

За что я люблю Советский Союз? – За эту волшебную палочку…?

Быть может.

Хотя, конечно же, не было никакого волшебства. Просто была система, которая побуждала людей к проявлению своих лучших, чистых, высоких качеств, которая учила не стыдиться их, которая говорила нам, что каждый человек в своем деле – творец.

Жили мы под песни Окуджавы, каждый Новый год встречали с «Иронией судьбы», гордились своими полярниками, космонавтами, хоккеистами, фигуристами, знатоками. Не спали ночами, следя по телевизору за баталиями наших спортсменов за океаном, болели за них, переживали за них, ждали от них побед и верили, что они нас не подведут, что они не покупаются, потому что это были наши – советские спортсмены. Нам было что смотреть, что читать, кого ставить себе в кумиры, на примере кого воспитывать детей. Мы искренне плакали, когда Ласковый Мишка улетал на шариках с олимпийского стадиона. Но не знали мы, что многие наши кумиры только потому такие чистые и возвышенные, что есть у нас великая Волшебница – наша неповторимая – советская – система. Мы ходили на Пугачеву и даже не догадывались, что без нашей системы эта потрясающая певица может стать своим антиподом. Не могли даже подумать, что исчезни эта система и вместо «Белорусского вокзала» будет изрыгнута «баба».

Да, это была система, которая вела себя с нами, как строгий отец. Он был очень строг, не позволял баловства, но справедлив, помогал и поддерживал наши лучшие начинания. Сегодня Рязанов, Фетисов, Пугачева ругают его, забывая старую русскую поговорку о том, что «Отец плохому не научит». А он учил. Только хорошему. И мы, опираясь на его могучее плечо, поднимались на невообразимые высоты.

За что я люблю Советский Союз? – За строгого и справедливого отца, за его уроки, за наши высоты и взлеты.

А теперь представьте себе, что волшебная палочка (система) воздействовала не только на упомянутых здесь людей, а вообще на всех жителей страны. Под ее волшебными взмахами мы все были в принципе другими (кстати, здесь надо в особом ряду упомянуть людей и совсем другого рода – таких как, например, советский генерал Дудаев. В почете и уважении ушел бы он на заслуженный отдых, не исчезни система). Мы были другими, и на мир смотрели другими, широко раскрытыми и иногда по-детски наивными глазами.

…Мы жили под песни Окуджавы, каждый Новый год встречали с «Иронией судьбы», гордились своими полярниками, космонавтами, хоккеистами, фигуристами, знатоками. Не спали ночами, следя по телевизору за баталиями наших спортсменов за океаном, болели за них, переживали за них, ждали от них побед и верили, что они нас не подведут, что они не покупаются, потому что это были наши – советские спортсмены. Нам было что смотреть, что читать, кого ставить себе в кумиры, на примере кого воспитывать детей. Мы искренне плакали, когда Ласковый Мишка улетал на шариках с олимпийского стадиона… И не могли мы даже подумать, что исчезни наша система и вместо «Белорусского вокзала» будет изрыгнута «баба».

За что я люблю Советский Союз? – За то, что мы были такими!

Когда я читаю здесь издевки о том, что советская система умерла и нечего по ней ностальгировать, я понимаю это так, что меня понуждают меняться в гадкую сторону, а страну толкают навеки остаться с «бабой».

Не хочу! Хочу вернуться в Советский Союз!!! Убежден, что только в нем – только в стране доброй Волшебницы, только в стране ее режиссеров и ее зрителей кто-нибудь сможет снять что-то достойное «Белорусского вокзала»…

 

Сергей Эс

P.S.

Послушайте волшебницу Пугачеву 1965 года.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.