Ноя 01

Правозащитник Энгель: Время строить другие государства

Автор: , 01 Ноя 2012 в 11:25

 

Очередной собеседник читателей «Литовского курьера» – заместитель председателя международного правозащитного движения «Мир без нацизма» Валерий Энгель.

Разговор, естественно, о неонацизме и фашистских настроениях в современной Европе.

— Валерий Викторович, когда разговор заходит о нацизме, в первую очередь вспоминают Германию образца 1933 – 1945 годов…

— Да, говоря о нацизме, все вспоминают нацистскую Германию. Аналогичной страны сегодня нет, как нет и гитлеровского нацизма,  концлагерей и расовых теорий. Тогда почему мы все время говорим о нацизме и обращаем на него особое внимание?

Вспомним, что нацизм в Германии начинался не с Холокоста и газовых камер. Начиналось все с теории, которая пропагандировала расовую ненависть, дискриминацию. Начиналось с довольно-таки клоунской партии и эпатажной книги «Mein kampf», которую, в общем-то, никто ни в Германии, ни в тогдашней Европе и не читал.

Если мы проведем параллели, то увидим, что на фоне сильного экономического кризиса в Америке и  Европе и стали популярны националистические идеи.

— Выходит, можно говорить о ренессансе нацизма в Европе?

— Все знают Андреса  Брейвика.

Брейвик очень беспокоился, чтобы его не признали невменяемым. Он хотел объяснить всем, что действовал исключительно из идеологических соображений. Поэтому и уничтожал людей, большинство из которых были выходцы из стран третьего мира.

Если посмотреть на карту Европы, мы увидим, что почти нет стран, где в парламент или законодательное собрание более низкого уровня не прошли радикально-националистические партии.

Численность националистических партий за десять лет в Евросоюзе  выросла в три раза.Количество никаких других партий не растет так быстро. Рекорды пока бьет Литва, здесь около 40 000 членов и сторонников радикальных социалистических групп. Далее следуют Латвия, Эстония и Россия. Но в России таких всего 24 тысячи.

— Но как именно сегодня в Европе проявляются националистические настроения?

— В Западной Европе депортируют на историческую родину даже тех, кто уже в третьем поколении проживает, например, во Франции или Бельгии. На Востоке вектор борьбы националистов направлен на коренных жителей, которые веками живут в этих странах.  В Венгрии – против цыган, в Румынии – против венгров и цыган, в Латвии – против русских, в России – против кавказцев  и евреев.

В чем причина прогрессирующего национализма? Много говорят об экономических причинах. Верно, ведь в экономическом кризисе легко обвинить представителей других наций, рас. Но есть и политическая причина – это пропаганда классического национального государства, которое существует со времен Средневековья в Европе. Например, была определенная французская традиция, которая выражалась в культуре, языке, исторических судьбах этой страны. Вокруг нее строилось национальное французское государство. Так создавались почти все государства в XV-XVII веках. Так они существовали до недавнего времени.

— Но ведь тенденции вызревали десятилетиями…

— В результате процесса глобализации в 60-х годах XX века в Европу хлынула масса приглашенных на работу эмигрантов из Африки и Азии.  В 70-х годах появилась новая модная теория – мультикультурализм. Эмигрантам говорили, что не обязательно ассимилироваться, учить язык.

Сегодня, например, в Бельгии 35% населения страны – выходцы из стран Магриба, большинство из которых не желают интегрироваться и ассимилироваться в бельгийское общество. Более того, они начинают навязывать обществу свои исламские ценности. Как выстраивать свою национальную идентичность в таких условиях  бельгийцы не понимают.

Примерно схожая ситуация во Франции, «лучше» в Германии, «не просто» в Греции, «сложно» в Испании. Не происходит интеграции. Идея национального государства теряет смысл. Между нациями внутри государства возникает некое внутреннее психологическое противоречие. Оно рождает национализм, так возникают радикальные группы, которые начинают  угрожать эмигрантам, а те начинают противостоять им. В итоге беспорядки, теракты, протесты…

Поэтому 7% голосуют за националистическую «Золотую зарю» в Греции,  а в Латвии 8%  – за неофашистскую партию «Visu Latvijai!» ( …а  в ЦУкраине — 10% за неофашистскую партию «Свобода ).

— Валерий Викторович, а каким вам видится выход из этой ситуации?

— Честно говоря, все сложно. Потому что альтернатива очень небольшая.

Первый вариант – добровольная ассимиляция меньшинств. Если в Западной Европе проблема в нашествии эмигрантов, то в Восточной и в Балтийских странах все сложнее. В результате распада СССР откололся огромный пласт территорий, где огромное количество населения, в частности, русскоязычное, не желает принимать западные национальные ценности. Ситуация умножается на ошибки правительств.

Мудро поступила только Литва, дав гражданство всем жителям. В Латвии и Эстонии избрали иной путь. Там население раскололось на две общины, которые существуют параллельно друг другу, не пересекаясь.

Депутат Европарламента латыш Кришьянис Кариньш не так давно сказал: «Нам нужно, чтобы русские, которые здесь растут, выросли латышами».

Я считаю, он прав: чтобы создать национальное государство,  не должно быть в стране категории населения, которая не хочет быть частью титульной нации. Надо ассимилировать национальное меньшинство, а если оно этого не хочет, надо ассимилировать их детей. Если цель – воссоздать свои национальные государства европейского типа, то это вполне нормально.

— Но что делать, если половина населения не хочет быть частью титульной нации, и не желает мириться с ущемлением своих прав?

— Специалисты насчитали порядка 82% расхождений прав граждан и не граждан в Латвии и Эстонии. Не гражданам запрещается работать на госслужбе, в определенных сферах бизнеса, например, в фармацевтике. Они не имеют права принимать участие в приватизации.

Единственный выход – уговорить национальные меньшинства ассимилироваться добровольно. Если не получается, то не остается ничего другого, как признать крах идеи национального государства.

Правительства все же пытаются насильственно ассимилировать население: во Франции запретили носить паранджу, в Швейцарии строить мечети. Но насильственная ассимиляция вызывает еще большее озлобление,  это путь в никуда. Пример  Югославии показывает, что это путь к войне.

С чего все началось в Косово? По балтийским понятиям, с очень безобидных вещей. Например, запретили преподавание на албанском  языке в университетах. В Латвии уже давно запретили преподавание на русском, оно разрешено только в частных вузах. В Косово народ создал свой университет, без лицензии – его разгромили. Тогда люди взяли автоматы и пошли в город.

Я думаю, это яркий пример итога насильственной ассимиляции.

— Тогда что создавать вместо национального государства?

— Уже 200 лет существует государство нового типа, созданное вокруг религиозной идеи. США – страна, где смогли создать американскую нацию исключительно вокруг протестантской идеи. В основе строя лежит англосаксонская культура. Недаром настоящим американцем считается белый англосаксонский протестант.

Это не значит, что все остальные подвергаются дискриминации, вокруг существует масса других культур, они обогащают друг друга. В определенно естественных законодательных условиях можно реализовать себя вне зависимости от политических, религиозных воззрений, национальной принадлежности. Поэтому туда едут.

Второе государство нового типа – это Советский Союз. Может быть, идея была не лучшая, но она всех объединила. Все забыли национальные распри. Во всяком случае, они отошли на третий, четвертый план. Все сталиинтернационалистами, коммунистами, страна держалась на этом. Но исчезла идея, люди перестали в нее верить – страна распалась.

Я бы сказал, что залогом успешного нового национального государства является наличие идеологической основы, объединяющих мифов, примат права, независимый суд, экономическая свобода, искоренение коррупции, наличие социальных гарантий населения. И жесткое подавление ксенофобии на уровне не только закона, но и общественного сознания. Когда эти условия выполняются, то людям становится интересно жить в такой стране.

Так что добровольная ассимиляция или создание государства нового типа помогут побороть национализм.

Кстати, в Евросоюзе это уже понимают.  И глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозо уже заявил:

«Путь Евросоюза – это Федеральное Европейское государство, Соединенные Штаты Европы».

Анастасия ФРОЛОВА.

http://www.kurier.lt/?p=28598

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.