Ноя 26

Владимир Воронин:Главное сегодня — вернуть страну народу

Автор: , 26 Ноя 2012 в 17:38

 

Пятнадцать лет назад наша газета «Коммерсант Молдовы» тесно сотрудничала с ПКРМ и ее лидером — Владимиром Ворониным. Но после прихода коммунистов к власти наши с ними взгляды на управление государством не просто концептуально разошлись, а развели нас по разные стороны баррикад настолько, что еженедельник властями был закрыт.

 

На смену ему пришел правопреемник — «Коммерсант PLUS», в котором, несмотря на антагонизм отношений, мы не раз предлагали лидеру молдавских коммунистов выступить со своей версией событий. И вот сегодня это произошло. Господин Воронин анализирует свои лидерские установки и действия партии коммунистов, а также катастрофическую ситуацию в стране и выносит вердикт политформирования: все прогрессивные силы Молдовы должны объединиться для спасения государства от полного исчезновения.

Начало этого обсуждения было положено на форуме «Молдова-захваченное государство», недавно созванном общественной организацией «Трансформ Молдова». Тогда откровения Владимира Воронина прозвучали как гром среди ясного неба и заставили представителей разных партий реально понять бедственное положение Молдовы, балансирующей на грани пропасти. Сегодня мы продолжаем разговор.

Роберт ЗАПАДИНСКИЙ,
главный редактор еженедельника

***

— Три года тому назад ПКРМ потеряла «ведущую и направляющую» роль в нашем обществе. Как Вы оцениваете этот период развития нашей страны? Какой Вам видится ситуация, сложившаяся сегодня в ПКРМ и в Республике Молдова в целом?

— Уже было слишком много сделано оценок и обобщений всего того, что случилось с Молдовой после 2009 года. Оценки сделаны были и нами — коммунистами, и представителями гражданского общества. Общий вывод известен. Молдову теперь называют «захваченным государством», то есть страной с парализованной демократической системой и отмененными гражданскими свободами.

Нас, кстати, многие упрекают в том, что мы оказались слишком демократичными, слишком доверчивыми в отношении всего того, что называется верховенством права. Мол, не следовало «отдавать власть», не нужно было соглашаться с итогами выборов, а действовать как-то иначе. Как иначе? — Тут предложений особых нет. Но интересно другое, обвиняют нас в мягкотелости часто те, кто еще три-четыре года назад на всех перекрестках честил нас, в том числе и меня лично, за авторитаризм и тоталитаризм.

Я не жалею о том, что мы и тогда, и все восемь лет во власти подчинились закону, естественной демократической логике. Вопросы в другом. Почему смена власти в нашей стране оказалась синонимом ликвидации самой страны? Почему строгое следование демократической процедуре привело к отмене демократии? Почему полуфашистский произвол власти сегодня находит поддержку за рубежом, в том же Европейском союзе? Почему такой власти там аплодируют и подбадривают на новые преступления против Конституции, против интересов большинства граждан?

Весь этот клубок вопросов и проблем очень серьезно изменил акценты в нашей политической и идейной борьбе. Если раньше мы былимобилизационной партией, которая искала и, нужно признать, находила решения преимущественно в социальной и экономической сферах, которая на 99 процентов была захвачена идеями хозяйственной модернизации страны, то теперь мы в большей степени осознаем себя политическим движением за демократию и гражданские свободы. Банальные, быть может, вещи приходится говорить, но наш гражданин за последние три года почувствовал на своей шкуре одну простую истину: если нет демократии в стране — не может быть и речи ни об экономическом развитии, ни о социальной справедливости.

Да, есть страны, в которых, как известно, экономический и социальный прогресс достигаются в иных, скажем так, далеких от демократии условиях. Но это — не наш путь. В такой стране, как Молдова, которая лишена элементарных природных ископаемых, именно гражданский ресурс, а точнее — ресурс народного суверенитета, народовластия, демократии является самым важным.Утратим возможность восстановить и укрепить этот ресурс — утратим страну. Именно так, категорично, стоит этот вопрос перед нашей партии.

— Наша страна находится на грани экономического, политического и системного кризиса. Что готова предложить гражданам Республики Молдова ПКРМ в случае возвращения во власть?

— Во-первых, мы уже прошли эту грань, отделявшую нас от кризиса. Мы внутри циклона, внутри кризиса, в самом его эпицентре. Я не хочу тут сыпать статистикой. Просто представьте себе, что Вам три года назад сказали бы, какие будут в 2012 году коммунальные платежи, цены, зарплаты, уровень занятости, состояние медицины и образования, какова будет коррупция и организованная преступность. Наверняка схватились бы за голову и завопили: кризис, катастрофа! Верно?

Во-вторых, наши предложения давным-давно и всем хорошо известны. Они были не только просто и ясно изложены впредвыборной платформе 2010 года, но и дополнены предложениями, прозвучавшими на сходах большинства сел и городов страны.

 

Кстати, напомню, что сразу после подведения итогов той выборной кампании, все эти предложения мы передали правительству. Пожалуйста, пользуйтесь, осуществляйте. Правда, за два года — ни ответа, ни привета из правительства.

Главное сегодня — вернуть страну народу. Не Партии коммунистов, а действительно народу. Это первое и важнейшее условие.Вы знаете, что мы выступили с целым рядом инициатив, прозвучавших в рамках концепции демократического социализма, о расширении прямой демократии, изменении судебной системы, подчинении силовых структур обществу. Это очень и очень важные вещи, способные вернуть Молдове стабильность и доверие со стороны граждан.

Все остальные наши программы, к примеру, такие, как «сорок городов», могут быть осуществимы исключительно в таких условиях — нормальности и предсказуемости. Хотя та же программа «сорок городов» уже потихоньку работает, несмотря на нашу оппозиционность. Ведь не стоит забывать, что сегодня коммунисты, так или иначе, обладают властью более чем в тридцати городах Молдовы. У нас есть единый штаб, который занимается вопросами модернизации городских центров, привлечения инвестиций, подготовки специальных программ развития для городов. Конечно же, без содействия центральной власти все эти инициативы движутся крайне медленно, но, несмотря ни на что, движутся.

Однако сегодня важнейшим инструментом модернизации страны является наличие и эффективная деятельность Таможенного союза России-Беларуси-КазахстанаПриходится только сожалеть, что такого союза де-факто не существовало до 2010 года. Вступит Молдова в Таможенный союз — значит, наступят перемены, значит, заработают все наши стратегии и программы. Не вступит — значит, будем и далее обречены на провинциальность, отставание и нищету.

Мы уже неоднократно приводили самые различные статистические показатели не просто разнообразных выгод от вступления Молдовы в Таможенный союз, но и приводили примеры наглядных антикризисных эффектов, которые немедленно последуют после такого вступления. Представьте себе, что только от снижения цены на газ Республика Молдова будет сохранять в своем бюджете не менее 300 миллионов долларов. И это — не гранты и не кредиты, это наши заработанные деньги, которые можно направить на социальные нужды, на увеличение платежеспособного спроса. Иными словами, сегодня, без всяких натяжек, вопрос восточной интеграции Молдовы является той печкой, от которой необходимо отталкиваться при предложении тех или иных социально-экономических стратегий.

 Сегодня нашу страну не сотрясают мощные выступления трудящихся главным образом потому, что большинство трудоспособного населения страны находится на заработках за пределами Республики Молдова. Какими методами Вы собираетесь достичь цели — отстранения правящего альянса от власти, если любые предложения, поступающие от самой крупной оппозиционной парламентской партии, бесповоротно отвергаются теми, кто, по Вашему определению, узурпировал власть?

— Знаете, это уже вопрос не только к Партии коммунистов. Это вопрос ко всему обществу, ко всем разнообразным видам объединений граждан — от неправительственных организаций до всех прочих оппозиционных партий. Всем уже понятно, что следующие парламентские выборы УЖЕ украдены сегодня. Закрыт единственный оппозиционный канал. ЦИК не вызывает никаких оптимистических ожиданий в смысле хотя бы элементарной объективности. Атакована символика партии, уже сегодня ведется веерный подкуп избирателей на местах, а так называемые социологические опросы методично готовят общество к будущему электоральному поражению оппозиции.

Все это видно невооруженным глазом. А потому мы все внимательнее и внимательнее прислушиваемся к тем идеям, которые раздаются в среде гражданского общества, на местах. Люди больше не верят в способность власти уйти добровольно. Люди верят сегодня лишь в собственные возможности объединиться и отстранить, наконец, незаконную власть от правления. И наша задача, наверное, заключается в том, чтобы помочь людям действительно объединиться, создать масштабное общее, общенародное движение сопротивления.Ненасильственными методами, опираясь на лучший опыт подобных движений, сообразуясь со своим коренным правом на сопротивление, отраженным во Всеобщей декларации прав человека, мы должны убрать эту клику узурпаторов от руководства страны.

— Представим гипотетически, что после очередных или внеочередных парламентских выборов ПКРМ вновь возвращается во власть. Какие вопросы и проблемы, остро стоящие сегодня перед нашей страной, ваша партия взялась бы решать профессионально и грамотно? Есть ли в рядах ПКРМ специалисты-профессионалы, готовые взяться за решение серьёзных вопросов, стоящих сегодня перед Республикой Молдова?

— В стране огромный кадровый дефицит, причем, во всех сферах и отраслях. Политика — не исключение. Хотя нужно сказать, что, несмотря на некоторые потери, в ПКРМ сегодня сосредоточен действительно лучший профессиональный потенциал страны. Более того, именно за годы этой «мясорубки», ломки характеров и личностей, этот потенциал лишь укрепился, в том числе и морально. Сегодня мы подготовлены к власти гораздо лучше, чем в 2001 году. В этом сомнений быть не может.
 

— Каким видится Вам решение приднестровского конфликта? Что бы в первую очередь сделала ваша партия для нормализации отношений между Кишинёвом и Тирасполем?

— Последние три года внесли серьезнейшие коррективы в восприятие этой проблемы. Что мы видим сегодня? Сегодня мы наблюдаем картину, когда кишиневская власть, опираясь, в том числе, на западную поддержку, проводит политику дальнейшего дробления страны. Вспомните, многие критиковали нас за нашу инициативность в решении приднестровского вопроса, за нашу принципиальность в понимании того, что эта тема является стержневой для молдавской государственности.

Посмотрите, что происходит сейчас. Сегодня власть проводит иной курс — курс на отделение от Приднестровья, на избавление от этого «груза», мешающего, как говорят нынешние правители, великому делу европейской интеграции, не дающего, видите ли, стране выйти на просторы европейских свобод. В этом направлении работает и крайний унионистский вектор, который избрало руководство страны с 2009 года, открытая русофобская и антимолдавская позиция во всем, что касается независимости Молдовы, нашей государственности, легионерские марши и закрытие русских школ. Всем понятно, что это направление приведет Молдову не в Европу, а в подконтрольный Румынии протекторат. Но, тем не менее, именно на этот сценарий — цивилизованного развода — сегодня увлеченно работают все так называемые «западные друзья Молдовы».

Нужно признать очевидные вещи. Если Молдова вступит в Таможенный союз, то у нас с Тирасполем исчезнет две трети труднопреодолимых в прошлом проблем и противоречий. Оставшийся политический блок вопросов, касающихся распределения полномочий, я убежден, мы решим. Политическая воля для этого у нас есть.

— От внутренних проблем предлагаю перейти к внешним. Какими Вы видите отношения Республики Молдова с ближайшими соседями? Как будут складываться отношения с нашими стратегическими партнёрами — Россией, Евросоюзом и США? Какой Вы видите роль нашей страны в геополитических вызовах, набирающих силу в этом регионе Европы?

— Мы слишком много говорили на эту тему в последние годы. Мы искренне сожалеем, что в нынешнем Евросоюзе задают тон правые, консервативные и националистические партии. Досадно воочию наблюдать, как великая интеграция ценностей и свобод превращается в экспортера двойных стандартов и патологических психологических комплексов времен маккартизма. Тем не менее европейская модернизация страны должна быть в повестке любой власти, вне зависимости от того, как эту модернизацию в Молдове воспринимают наезжающие «комиссары» от ЕС. С другой стороны, я уверен, что переход от высоких слов о стратегическом партнерстве к тесной интеграции с Россией, Беларусью, Казахстаном, а возможно, в скором будущем и с Украиной, является задачей номер один. По своему духу, по своему смыслу и содержанию — это и будет настоящая модернизация, настоящий выход из двадцатилетнего небытия и распада, наступившего после 1991 года. Это будущее для Молдовы.

— И последний вопрос. Владимир Николаевич, Вы счастливый человек? Что необходимо человеку и гражданину нашей страны для обретения этого чувства?

— Трудно ощущать себя счастливым, когда твоя Родина захвачена. Я очень хочу, чтобы ощущение счастья ворвалось в наши дома вместе с началом освобождения Молдовы, вместе с чувством того, что граждане страны, наконец, вернули себе право на надежду и веру в будущее.

***

СПРАВКА

ПКРМ — официальный член ПЕЛ ( Партии европейских левых ), выступающей в поддержку ЕВРОбюрократии, — и продолжает оставаться членом СКП-КПСС, призывая её к МОДЕРНИЗАЦИИ по образцаамм  ПЕЛ.

В отношении ставшего популярным у некоторых компартий ВНЕКЛАССОВОГО лозунга «вернуть страну народу» стоит уточнить: какую страну и какому народу.

   http://km.press.md/politica/6398-2012-11-22-19-02-13.html

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.