Мар 17

17 марта — годовщина Общесоюзного референдума о сохранении СССР

Автор: , 17 Мар 2013 в 8:55


«Сыночек, запомни! Ты — Гена Воробьёв, твоя Родина — Советский Союз!» — шепчет изнеможенная женщина, подсовывая под колючую проволоку фашистского концлагеря несколько картофелин своему малышу…
Сегодня, когда огромное количество советских людей разных национальностей пребывают в концлагерях «национальных независимостей», кадр из пронзительного кинофильма «Помни имя своё» приобретает символическое звучание. Для того чтобы выстоять, возвратиться к своим истокам и просто – к человеческой жизни, мы так же, как и собственное имя, должны помнить: наша Родина – Советский Союз!
Эту великую страну, первое в мире социалистическое государство, наш народ сумел защитить от интервенции во времена гражданской войны и от гитлеровских оккупантов — в годы Великой Отечественной.
А последний раз вот так, всем миром, на защиту Советского Союза мы выступили во время Всесоюзного референдума — 17 марта 1991 года. Конечно, эту защиту ни в коем случае нельзя сравнить с событиями военных лет. Но всё же…
«Мудрый и тогда еще народный IV Съезд народных депутатов СССР, — пишет автор статьи «Я снова хочу туда обратно – в СССР», размещённой на сайте «Союз борьбы за народную трезвость», — видя, как быстротечно идет разрушение страны, как пытаются вырвать из Союза республики их руководители и кланы, принимает Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» №1409-I от 3 апреля 1990 года, которым максимально формализует и усложняет выход республики из состава Союза.
Однако уже к концу того же года, когда в республиках, да и в самом Союзе, были введены посты президентов и законодательная власть стала подминаться под исполнительную, Съезд принимает Постановление
№1856-I от 24. 12. 1990 г. «О проведении референдума СССР по вопросу о Союзе Советских Социалистических Республик». Полагаясь при этом, что никто, кроме самого народа, не может взять на себя историческую ответственность за судьбу Родины.
На Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года по вопросу «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности» из 185,6 миллиона голосующих граждан СССР приняли участие 148,5 миллиона, или 79,58%. Из них 113,5 миллиона, или 76,43%, высказались за сохранение СССР. В соответствии со ст. 29 Закона СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» от 27 декабря 1990 г. №1869-I решение, принятое путем референдума СССР, является окончательным, имеет обязательную силу на всей территории СССР и может быть отменено или изменено только путем нового референдума СССР. Как известно, нового референдума по данному вопросу не проводилось».
События тех дней запечатлел документальный фильм «Первый Всесоюзный референдум 17 марта 1991 года», снятый Центральной ордена Ленина и ордена Красного Знамени студией документальных фильмов (режиссер Е. Вермишева, редактор А. Розов). Пересматриваю его несколько раз, погружаясь в не такое уже и далёкое время. Что тогда было? Истекал кровью Нагорный Карабах. Гибли люди в других союзных республиках. Но до пылающего Белого дома в Москве, до массовой гибели школьников в Беслане, до расстрела рабочих в Казахстане оставались годы…
Камера выхватывает беседы с советскими людьми разного возраста, образования, горожанами и сельскими жителями.
— За что голосовала? За Советскую власть! Хочу, чтобы наша страна стала такой же сильной и сплочённой, как в 1941 году,— отвечает на вопрос корреспондента статная москвичка.
— Я – за Союз! – лаконично бросает выходящий вслед за женщиной паренёк. – Потому что считаю: единство нам сейчас необходимо.
— Сказал Союзу «Да»!— говорит на родном языке аксакал из туркменского аула. – Ведь если не станет Советского Союза – не будет и связей между народами. Развалится экономика…
Эстония и Литва – среди тех республик, которые официально не участвовали во Всесоюзном референдуме, но трудовые коллективы некоторых прибалтийских предприятий выразили желание проголосовать. К примеру, в Литве таких людей оказалось больше 500 тысяч.
На участке для голосования в Эстонии – большой красный флаг. Народу немного, но какие умные, прекрасные лица! Юная девушка, интеллигентная пожилая чета, говорящая с акцентом. Они – тоже за сохранение Советского Союза.
А камера тем временем «перебрасывает» нас в солнечную Киргизию.
— Мы столько лет прожили в единстве, — улыбается сельская женщина-киргизка, — и я, как мать, хочу, чтобы и в дальнейшем мы продолжали жить в Советском Союзе…
Конечно, находятся и такие, кто высказывается против СССР, но их совсем мало. Самоуверенные девицы, надменный бородатый интеллигент. Им хочется суверенитета, и они его возьмут — вместе с безработицей, моральной деградацией и другими «прелестями» буржуазной «свободы».
Примечательно, что некоторые из проголосовавших на том референдуме недовольны самой постановкой вопроса. «Я – за тот Советский Союз, при котором мы жили всё это время, — говорит одна из женщин. А что такое «обновлённый СССР»?
Действительно, и тогда, и, особенно, теперь саму формулировку вопроса в бюллетене многие считают фарисейской. Мол, участь Союза была уже решена Горбачевской кликой, и народное мнение никто не собирался брать во внимание.
«С середины марта 1985-го Советский Союз стал на путь гибели. 17 марта 1991-го народ проголосовал на референдуме за лукавую формулу «казнить нельзя помиловать», а через пять месяцев контрреволюция поставила запятую в нужном ей месте», — чеканно отмечает кандидат философских наук директор Научно-исследовательского центра НИИ Латинской Америки РАН Александр Харламенко в статье «Остерегись ид марта». И к нему, известнейшему философу-марксисту, стоит прислушаться…
Другой, не менее известный в современной коммунистической среде публицист Феликс Горелик в своей книге «СССР: причины взлёта, гибели и неизбежного возрождения» пишет: «Величайший энтузиазм, охвативший массы на первом этапе революции, обусловлен ликвидацией эксплуатации, невиданными социальными достижениями. Но на втором этапе революции старшие поколения сменились детьми и внуками, вступившими в общественную жизнь, начиная с 60-х годов — поколениями, среди которых и появились горбачевы, кравчуки, ельцины, евтушенки и т. п., ставшие могильщиками СССР…
Старшие поколения помнили, что такое эксплуатация, испытав её на себе или по рассказам родителей. И эта память, определявшая классовое самосознание, как ракетный двигатель поднимала их на борьбу за социализм. Для поколений, не ведавших эксплуатации, вступивших в трудовую жизнь в 60—80 годах, понятия «капиталист, «кулак», «помещик» были уже абстрактным, книжными и не вызывали особых эмоций. Классовое самосознание у большинства заменилось сознанием «потребительским», — главное, что их занимало, волновало, – это «что где дают?» и «что я с этого буду иметь?» Бесплатное образование, медицинская помощь, получение жилья и прочие невиданные в мире блага стали привычными, не ценились как воздух, которым дышит человек. Всё большая масса умеренных эгоистов превращалась в аполитичных обывателей, мещан…
На страницах газеты «Киевский вестник» мариупольский журналист Е. Стежко писал о последнем периоде социализма: «С каждым годом очередей становилось всё меньше, жизнь всё улучшалась, а мы становились всё хуже и хуже, превращаясь в потребителей, а не созидателей».
«Мы сами виноваты», — озаглавил одну из своих публикаций, посвященную СССР, выдающийся российский учёный, лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов. «Советы были рождены в 1905 году самим народом, — пишет он, — их не придумал Ленин или Сталин, они возникли из движения масс против реального угнетения».
Лариса Бабиенко, автор не так давно вышедшей, но ставшей уже очень популярной книги «Зачем же люди расстаются?», за время развала СССР побывала во многих «горячих точках» родной страны. Её документальные записи – бесценны, её изобличающие статьи прицельно бьют по капитализму. Потому что именно он посеял на нашей единой родной земле драконьи зубы межнациональной и классовой вражды. Главная особенность публицистики Ларисы Бабиенко — то, что она подаёт суждения о современных политических событиях устами реально встреченных людей.
«Виноваты в таком раскладе сил не простолюдины, а капитал, которому во всех странах мира нужны самые малооплачиваемые, чтобы рабу не платить за труд и в любой момент дать пинка, — говорит о развале Советского Союза встреченный ею мудрый старик из Душанбе. – Благодаря этому капитал и процветает. Итог его трудов: в России за 20 лет не досчитались 17 миллионов человек, на Украине – 5 миллионов, то есть каждого десятого. Как в войну…»
И – совет аксакала, который он дал не только своей собеседнице, но и всем нам: «Ленина читай! Кроме социализма, ничто наши проблемы не решит. Нет рыночной экономики. Есть только плановая. Или средневековая. Не подчинился наглому, значит, ему плевать на твоих детей и на тебя…»
Многое хотелось бы процитировать из этих бесценных речей старика, но остановлюсь на оптимистическом: «Мы в Советский Союз, подсказывает моё сердце, вернёмся. И для этого не придётся никого уничтожать. Территория у нас прежняя и народы те же самые. Только оплывшей жиром элите придётся отбежать немного в сторону…
Вернуть можно всё. И повернуть к лучшей, нужной только нам жизни, тоже можно всегда. Только возвращаться нужно с умом: со многими открытиями, разработанными в советское время, но ещё не освоенными. Только одно не нужно брать с собой: частную собственность, которая людей легко превращает в зверей. Достаточно собственности – народной и личной».
Читая эти слова, я вспомнила свои беседы с такими же убелёнными сединами и умудрёнными жизнью мужчинами. Мы познакомились и даже подружились с ними в декабре прошлого года в Москве, куда они со всей нашей необъятной Родины, поездами и самолётами, прибыли на празднование 70-й годовщины разгрома фашистов под Москвой. Участники этого героического сражения: россияне из самых разных уголков РФ, улыбчивые киргизы, сдержанный литовец, скромный казах, эмоциональный молдаванин и многие другие — оказались по-настоящему советскими людьми. Нас объединяла общая история – и горькая, и героическая; нас объединяли советские песни; нас по-прежнему объединяла Москва.
…«Вы когда-нибудь задумывались, какой национальности Неизвестный солдат, похороненный у Кремлёвской стены?» 
Этот вопрос был задан в документальном фильме о Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года, и я адресую его всем нашим читателям…


Автор:Любовь ГОЛУБЕВА
 Коммуннист № 22

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.