Апр 23

Обратимся к церковным стульям

Автор: , 23 Апр 2013 в 19:23

Мнение обозревателя (А. Фролова)

Будем работать по-марксистски. Предоставим небо птицам, а сами обратимся к стульям.
Остап Бендер.

От редакции сайта РКРП-РПК: мы публикуем интересный сравнительный анализ текущей политической ситуации в католицизме и православии известного обозревателя, члена редсовета «Советской России» Александра Фролова. Он выясняет причины продемонстрированного нестяжательства нового Папы и крайне негативного отношения к этому Московской Патриархии, разбирается, почему в нашей стране популярная в Латинской Америке теология освобождения является маргинальным явлением. К сожалению, автор по понятным причинам (он — член ЦК КПРФ) обходит стороной вопрос взаимоотношения зюгановской партии с официальной религией, в то время, как реальная политика этой организации направлена как раз на поддержку церкви «для солидных господ», которую не интересуют «материальные интересы» населения страны. Заигрывания Зюганова с Патриархом и одиозным протоиереем Чаплиным , крестные ходы под красными знамёнами — всё это направлено лишь на укрепление той религиозной системы, которую критикует Фролов.

НОВЫЙ папа римский Франциск, кардинал из Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, явно не марксист, но тем не менее начал свой понтификат с того, что обратился именно к стульям – заменил роскошный трон, на котором восседали его предшественники, скромным деревянным креслом. Тем самым он укорил многих своих коллег по господнему служению, в том числе, наверное, и патриарха Кирилла, восседающего на троне, не уступающем великолепием упраздненному трону римских пап. Кроме того, папа отказался от роскошных личных покоев в Апостольском дворце и поселился в двухкомнатной гостевой квартире, мотивируя это тем, что у Иисуса Христа вообще не было никакого дома. Обедать он ходит в общую столовую, а иногда готовит себе еду сам. Отказался он и от знаменитого бронированного папамобиля. Одевается тоже скромно, отказавшись от роскошных облачений. На Пасху ходил в тюрьму для малолетних преступников, где мыл и целовал им ноги. Но это, как говорится, «бантики». На уме у Франциска гораздо более значимые мероприятия, первое из которых – ликвидация Банка Ватикана.
Вот это уже очень серьезно и заставляет вспомнить об Иоанне Павле I (Альбино Лучани), избранном папой 26 августа 1978 года и скоропостижно скончавшемся 28 сентября того же года в возрасте 67 лет. Он, как и Франциск, тоже был из бедной пролетарской семьи, отличался личной скромностью и доброжелательностью, за что был прозван «улыбающимся папой». Биографы того папы сообщают, что в Римской курии наблюдали за его поведением со всё более нарастающей тревогой. Лучани ежедневно нарушал правила ватиканского «хорошего тона» и вел себя так, будто собирался решить все проблемы церкви в течение месяца. Чиновников раздражало, что он пренебрежительно относился к дипломатическим интригам, а в выступлениях импровизировал, а не зачитывал заготовленные ему шпаргалки. Он чувствовал себя узником в «святой клетке», как он назвал Апостольский дворец. Журналистские расследования показали, что в ночь на 28 сентября «улыбающийся папа» дал указание немедленно сменить руководство банковских и хозяйственных руководителей Ватикана, а утром его нашли в спальне мертвым с внешними признаками обширного инфаркта миокарда. Однако вскрытия не было – тело в тот же день забальзамировали и быстро похоронили. В свете тех событий решение Бергольо поселиться вне дворца и питаться из одного котла вместе со своими сотрудниками представляется мудрым и дальновидным. Вполне возможно, что папа опасается разделить печальную судьбу одного из своих предшественников.
Пока волна умиления по поводу демонстрации Франциском евангельской если не бедности, то хотя бы скромности в мире не спадает, у нас каждый новый аттракцион неслыханной щедрости рассматривается, наоборот, как выпад прогнившего католичества против встающего с колен православия. Вот, например, заявление на этот счет некоего «православного эксперта»: «Папа Франциск решил ликвидировать Банк Ватикана. То есть Ватикан теперь будет зависеть от ЕС и США, от тех, кто узаконил однополые браки и т.д. Такое «нестяжательство» – от лукавого. Давно пора создать банк Московского патриархата. Меня лично вполне устраивает в этом плане позиция патриарха Кирилла, который ездит на бронированном лимузине, соответствующем его статусу, но, не занимаясь дешевым популизмом, решает вопросы морали куда успешнее папы-иезуита».
Какие «вопросы морали» успешно решены нашим патриархом, не уточняется. Но истории с «исчезающими часами» и «запыленными квартирами» свидетельствуют о том, что Кирилл весьма далек от монашеских обетов нестяжательства и прочего воздержания. А что касается Франциска, оценивая его поведение, нужно принять во внимание ряд обстоятельств. Во-первых, он первый почти за двести лет папа-монах, то есть не имеющий права обладать никакой собственностью. (У православных в отличие от католиков архиереем может стать только монах.) Во-вторых, папе уже 76 лет, и трудно требовать от человека в таком возрасте, чтобы он отказался от своих многолетних привычек
Дешевый пиар? Ну что ж, разумеется, пиар. А вы чего хотели? Ведь по существу дела любая религия есть не что иное, как разновидность пиара (public relations), причем самая древняя его разновидность – важнейший идеологический агрегат в государственной машине поддержания господства эксплуататорского меньшинства над трудящимся большинством. Но пиар пиару рознь.
Папа Франциск переехал в Рим с континента, охваченного масштабным «левым поворотом». Но как правоверный богослов он по догматическим причинам не может принять рожденную в Латинской Америке теологию освобождения. Ведь она утверждает, что источником греха является бедность, а это явно противоречит библейскому догмату о первородном грехе. Далее, согласно теологии освобождения, Иисус Христос – не только утешитель, но также и освободитель угнетенных. Лауреат Нобелевской премии мира знаменитая мать Тереза считала «учение Христа глубоко революционным и абсолютно соответствующим делу социализма. Оно не противоречит даже марксизму-ленинизму». А вот слова покойного Уго Чавеса: «Иисус Христос, несомненно, был исторической фигурой – он был повстанцем, одним из наших, антиимпериалистов. Он восстал против Римской империи. Он восстал против религиозных иерархий. Он восстал против экономической власти того времени. Он предпочел смерть для защиты своих гуманистических идеалов и он жаждал перемен. Он был нашим Иисусом Христом».
Теология освобождения утверждает, что христианское спасение недостижимо:
– без осознания того, что жизнь большинства противоречит божественному промыслу, а бедность является общественным грехом;
– без осознания бедными, что они вовлечены в процесс классовой борьбы;
– без экономического, политического, социального и идеологического освобождения, без уничтожения эксплуатации, произвола и несправедливости этого мира;
– без создания нового человека как обязательного условия закреплений результатов изменений в обществе;
– без свободного принятия евангельской доктрины – сначала обеспечить человеку достойные условия жизни, и лишь потом приобщать его к вере, если он того желает.
Принять такие идеи католическая церковь, разумеется, не может. Поэтому в противовес теологии освобожденияпапами Иоанном Павлом II и Бенедиктом XVI была выдвинута так называемая теология умиротворения. И, судя по его первым шагам, Франциск намерен придерживаться именно этой линии. Сложность лишь в том, что он, очевидно, воспринимает ее всерьез и может зайти дальше, чем нужно.
В РОССИИ дела обстоят иначе и еще сложнее. Представителей теологии умиротворения сегодня практически не видно. А представителями теологии освобождения являются ныне «танцующие в Храме» и получающие за это два года колонии. С идеей «Христос – первый коммунист» российские левопатриоты вот уже более 20 лет безуспешно пытаются достучаться до руководства РПЦ МП. «Толцыте и отверзется вам», – сказано в Евангелии от Луки. Но никак не отверзается. Вместо отождествления Нагорной проповеди с Моральным кодексом строителя коммунизма руководство РПЦ МП упорно настаивает на том, что гитлеровское нашествие было справедливым божьим возмездием за коммунистическое безбожие.
И дело тут, конечно, не только и даже не столько в личных биографиях и пристрастиях руководителей РПЦ МП. Все дело здесь в современной объективной социальной базе – в том, кого именно руководство РПЦ МП видит сегодня в качестве своего среднестатического прихожанина, а далее – щедрого спонсора. На этот счет неоднократно высказывался протоиерей Чаплин.
– Да, святейший патриарх ездит на дорогих машинах и живет в дорогих резиденциях. И это неизбежная часть послушания церкви ее предстоятеля. Верующие – среди которых чурающиеся богатых вещей интеллигенты постсоветского типа давно уже не составляют большинство – скорее не понимают и не примут ситуации, когда муфтий или раввин будут ездить на более престижной машине, чем патриарх. Когда люди жертвуют на храм, на то, чтобы духовенство выглядело достойно в том числе и перед лицом всех сильных мира сего (которые меряют отношение к человеку деньгами), это естественное стремление человека показать, что самое главное – посвящение своих денежных средств на то, что принадлежит Богу, на те символы, которые напоминают нам, что главное – это не политика, не экономика, не обывательские нужды человека, не его материальные интересы, а присутствие Бога, его тайны и духовная вертикаль в окружающем нас мире. Такова православная традиция. Епископ – образ царствующего Христа, и эту традицию в православной церкви надо всячески поддерживать».
В назиданиеЧаплину следует заметить, что царствующего Христа никто из верующих пока не видел и не увидит вплоть до Страшного суда. Единственным художником, рискнувшим не символически, а реалистично изобразить Страшный суд, был Микеланджело, у которого молодой безбородый Иисус геркулесова телосложения вершит суд полностью обнаженным. И только ватиканский «худсовет» заставил художника набросить на чресла Иисусу легкое покрывало. Между прочим, именно перед этой фреской кардиналы избирают папу.
И если уж Чаплин желает уподобить епископов царствующему Христу, то… «Ваша генеральская форма их сбивает, – сказал Штирлиц во время процедуры опознания. – Что же мне голым сидеть? – воскликнул Мюллер». Именно «генеральская» форма епископов и мешает увидеть в них «образ царствующего Христа». На Западе это уже поняли. В России еще не поняли и, похоже, поймут не скоро. А пока: «Такой Иисус нам не нужен!»
Словом, с общехристианской точки зрения Чаплин богохульствует. И за это богохульство он награжден патриархом Кириллом орденом Сергия Радонежского – «за смелость в общественных дискуссиях в отстаивании христианского мировоззрения».
Богохульными устами Чаплина РПЦ МП считает своим контингентом тех, кто падает ниц не перед святостью, благочестием и скромностью, а, наоборот, перед нарочито вызывающим попранием всех норм святости, благочестия и скромности – перед ханжеством, бесчестием и чванством. Это, с одной стороны, крайне нищие и потому потерявшие человеческий облик люди. А с другой – люди, потерявшие человеческий облик по прямо противоположной причине: с жиру взбесившиеся. Первые видят в роскоши «князей церкви» свой недостижимый на земле идеал, но не теряют надежды обрести его за гробом. Вторые видят в «князьях» своих братанов. Криминальная хроника последних двадцати лет регулярно рассказывала, что в какого бандита ни плюнь, каждый оказывается щедрым жертвователем «на украшение храма». Не думаю, что они хотят таким способом загладить свои грехи в надежде на царствие небесное. Просто они видят в «князьях» своих соратников по общему делу.
Что поделать, каков приход, таков и поп. Сравнивать здесь надо не папу с патриархом, а их паству. Различие пастырей коренится в существенном отличии настроений населения католического (и протестантского) Запада от настроений населения православной России. Папа Франциск кожей чувствует, что прихожане истосковались по социальной справедливости, а патриарх Кирилл уверен, что они истосковались вовсе не по справедливости, а по иерархии и «духовной вертикали». И что, чем больше князья церкви возвысятся над прихожанами своей варварской роскошью, чем более глубокую материальную пропасть духовенство выроет между собой и паствой, тем больше паства станет перед ним благоговеть. Пользуясь идеями отставного титулярного советника Филоверитова, это можно назвать «теологией оглушения».
По процессам в идеологической надстройке можно судить и о процессах в экономическом базисе. Трудящиеся массы Запада и России находятся на разных стадиях развития классового самосознания. Отсюда и разная тактика католических и православных церковников в их общем деле подавления социальной активности трудящихся масс. На Западе – провозглашенный Франциском принцип «Бедная церковь для бедных людей». А в России – придуманный пелевинским персонажем слоган «Солидный господь для солидных господ». И проявляется это в качестве стульев и прочей утвари. Ничего не поделаешь, гони материализм в дверь – он влетит в окно.
Александр ФРОЛОВ

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.