Авг 08

Странности визита

Автор: , 08 Авг 2013 в 12:17

Саудовский принц предложил Путину крупные контракты за отказ от поддержки Асада
Недавний визит саудовского принца Бандара бин Султана в Ново-Огарево и встреча его с президентом Путиным обрастает разного рода подробностями. Израильский МИГ-Ньюс предполагает, что Бандар бин Султан сделал предложение, которое заключало в себя предложение заключить оружейные контракты с Россией на сумму в 15 млрд. долларов,

«…а также гарантии того, что страны Залива не будут угрожать позиции России, как главного поставщика газа в Европу. В свою очередь, Саудовская Аравия ожидает, что приняв условия Москва ослабит свою решительную поддержку Асада и не станет накладывать вето на проекты резолюций ООН относительно конфликта в Сирии…»

Некий неназванный ливанский источник в качестве подтверждения того, что предложения саудовской стороны были восприняты Москвой благосклонно, сообщил Reuters, что «…саудовская делегация покидала Москву в прекрасном расположении духа…»

Кто в каком духе покидал переговоры, известно лишь самим покидающим, однако эта информация не выглядит достоверной. Ни в плане предложений, ни в смысле благорасположенности российской стороны к этим предложениям.

Во-первых, все прекрасно понимают, что Саудовская Аравия осталась практически один на один с войной, в которой так и не смогла выиграть целая коалиция из США, европейцев и почти двух третей ЛАГ вместе с боевиками всего Ближнего Востока. Боевики уменьшились в численности, а основные спонсоры войны попросту «соскочили», причем «соскок» Катара вряд ли может радовать даже Саудовскую Аравию — похоже, что в финансовом отношении Катар выглядит крайне нехорошо. Стабильный недруг гораздо лучше нестабильного друга — а резкий отход эмира Тамима от большинства политических проектов своего отца может говорить только о том, что Катар переоценил свои возможности. И у него наступают непростые времена.
В таких условиях диктовать условия Королевству явно не с руки. Ему, скорее, нужно не победоносно завершать войну, а искать любой благовидный предлог, чтобы из нее выйти. 15 миллиардов в этом случае выглядят очень сомнительно. Как если бы за похищенного журналиста запросили цену десятка президентов. Просить-то можно, да кто ж даст…

С газовыми интересами России Саудовская Аравия помочь тоже не может. Под «угрозой российским газовым интересам» можно понять только проект иранского газопровода через Ирак и Сирию. Саудовская Аравия не контролирует территорию, по которой он пройдет, потому ее гарантии не стоят даже билета на самолет, на котором прилетел Бандар бин Султан. Кроме того, указанный газопровод мощностью в 40 млрд кубометров в год около 20 миллиардов будет поставлять транзитным странам — Ираку и Сирии, еще около 10 выберет Турция. Возможно, газ потребуется и Ливану. Более 10 миллиардов кубов в Европу пойти не сможет физически. Это всего лишь 5% российского экспорта, а кроме того, иранский газ, судя по всему, попросту заместит катарский, так как европейские проекты Катара теперь, похоже, накрылись прочно и надолго. Как раз все наоборот — присутствие России в Сирии дает ей больше возможностей влиять на газовую политику Ирана, так как значительная часть будущей трубы уже построена российским же «Трансгазом». И, наконец, газовым игроком Саудовская Аравия не является. Россия, Иран и Катар на троих имеют 60% мирового газового экспорта. Саудиты им не конкуренты.

В общем, предложения Бандара бин Султана в редакции израильского МИГа выглядят очень сомнительными. Как по содержательной части, так и по смыслу. Скорее, речь могла идти как раз о выходе Королевства из сирийской войны и согласовании шагов в этом направлении.

Во-вторых, Саудовскую Аравию, как и Израиль, не может не беспокоить возможность улучшения отношений между США и Ираном. Бандар бин Султан, имеющий прекрасные связи в Америке, да к тому же являясь шефом саудовских спецслужб, лучше других саудовских принцев осведомлен о деталях готовящихся переговоров. Сирия — это уже прошлое. За Асадом признали право на жизнь, и теперь всех должны интересовать уже следующие проблемы, а они в ситуации улучшения отношений Ирана и США грозят аравийским монархиям весьма крупными неприятностями.

Иран даже под санкциями и эмбарго ведет весьма активную деятельность на Аравийском полуострове. То, что эта активность возрастет кратно в случае даже частичной отмены санкций — нетрудно догадаться. Опять же — как человек, входящий в круг принимающих ключевые решения в Королевстве, Бандар бин Султан прекрасно осведомлен о сложностях внутренней политики своей страны. В первую очередь, связанные с процессом передачи власти от старшего поколения к младшим.

В складывающихся непростых условиях Сирия становится слишком мелкой проблемой, чтобы зацикливаться на ней. Кроме того, Сирией заведуют другие принцы — и в частности, министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд аль Фейсал. Возможно, что принц Бандар согласовал свой полет с принцем Саудом — но скорее всего, ничего серьезного российский президент без присутствия Сауда аль Фейсала не стал бы обсуждать. Ему-то зачем встревать в саудовские подковерные игры?

В общем, не складывается картина, нарисованная МИГом. Может быть, конечно, все что угодно — но вероятности очень невелики. Слишком авантюрой попахивает, что совершенно непохоже на Бандара.

Можно сказать в такой ситуации только банальное «будущее покажет». 15 миллиардов — очень немалая сумма, чтобы о ней не стало известно. Если о ней ничего не будет слышно месяц-другой, то ничего о ней не услышим и в дальнейшем.

А довольная улетала из Москвы саудовская делегация или нет — это уже лирика. Которая целиком на совести неназванных ливанских источников. Тоже, кстати, странно — встречаются саудиты и русские, а утечки от каких-то ливанцев.

http://forum.17marta.ru/index.php?topic=1914.new;topicseen#new

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.