Дек 21

Священники против патриарха Кирилла: атака справа

Автор: , 21 Дек 2013 в 8:12

Священники против патриарха Кирилла: атака справа

Трое священников из Удмуртии обратились к патриарху Кириллу с открытым письмом, ставя главу РПЦ в известность, что прекращают поминать его за богослужением, сообщили российские интернет-издания
ТЕКСТ
Комментарии (237)
Патриархию атакуют с двух направлений: церковные либералы призывают к обновлению, консерваторы обвиняют церковную верхушку в излишних уступках духу времени. Фото: РИА Новости
Патриархию атакуют с двух направлений: церковные либералы призывают к обновлению, консерваторы обвиняют церковную верхушку в излишних уступках духу времени. Фото: РИА Новости
«Не может быть нашим отцом тот, кто попирает каноны Церкви и правила Святых отцов», — заявили церковные диссиденты.

«Мы решительно просим прекратить позорную практику слепого соглашательства с властью и всевозможных заигрываний с толстосумами-гражданами нашей страны. Мы решительно просим, чтобы Вы, Ваше Святейшество, позаботились о том, дабы наш народ видел Вас не только благословляющим и лобызающим представителей высшей власти, но и обличающим их», — объяснили они причину разногласий.

«Не может у нас не вызвать смущения и то, с какой легкостью раздаются церковные награды, ордена с образами святых, представителям власти и бизнеса. Так и хочется задаться вопросом: «Какой орден Русской Православной Церкви Московского Патриархата получил бы царь Ирод иудейский?» Ведь, он, как известно, немало потрудился над строительством и благоукрашением Иерусалимского храма».

Они также «решительно просят обратить внимание на жизнь многих сельских батюшек на грани нищеты, в то время как немалая часть духовенства, обласканная сильными мира сего, утопает в роскоши».

По мнению экспертов, внутрицерковная критика патриарха ведется в основном с фундаменталистских позиций и появление «российского Лютера» маловероятно.

Не глядя в святцы

Письмо было размещено в интернете еще в апреле 2011 года, но доступ в «большую прессу» получило лишь на днях. Известный православный богослов, профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев, к которому Русская служба Би-би-си обратилась за комментарием, выразил по этому поводу возмущение и посоветовал журналистам «быть хоть немного в теме».

Историк-религиовед из Московского гуманитарного университета Борис Фаликов связывает внезапный интерес к истории полуторагодичной давности с обострением политической напряженности вокруг РПЦ из-за дела Pussy Riot.

При этом, по словам Фаликова, либеральные СМИ действительно оказались «не в теме» и ударили в колокола, не заглянув в святцы.

Если прочитать письмо от начала до конца, делается ясно, что священники Сергей Кондаков, Михаил Карпеев и Александр Малых критиковали патриарха не с реформаторских, а с ультраконсервативных позиций.

Документ резко осуждает «новообновленчество», «лжемиссионерство» и «экуменизм», содержит требование прекратить всякие контакты с представителями других конфессий и выйти из Всемирного совета церквей.

Досталось, в частности, и Андрею Кураеву, который, по мнению авторов, «безнаказанно глумится над канонами и традициями Православной Церкви».

«Патриархию атакуют с двух направлений: с одной стороны, церковные либералы призывают к обновлению и модернизации, с другой стороны, консерваторы обвиняют церковную верхушку в излишних, по их мнению, уступках духу времени и экуменизму. В частности, патриарха осуждают за недавний визит в Польшу и контакты с католиками», — заявил Русской службе Би-би-си главный редактор приложения к «Независимой газете» «НГ-религии» Андрей Мельников.

«Те и другие говорят о сервильности патриархии по отношению к светской власти, недовольны новым церковным уставом, повысившим роль архиереев в финансовых делах в ущерб роли приходских священников и мирян, но надо понимать, что хотят они при этом разного», — добавил он.

Вопреки распространенному представлению об РПЦ как о структуре с армейской дисциплиной, удмуртские священники, в отличие от чукотского епископа Диомида, были лишь перемещены в другие приходы, но не лишены сана.

По мнению Бориса Фаликова, ситуацию вокруг Диомида невозможно было оставить без серьезных последствий, поскольку она приобрела слишком широкую огласку, прежде всего, благодаря его собственным стараниям. В целом же церковное руководство «не хочет раздувать внутренние скандалы» и достаточно терпимо относится к разномыслию среди священников и мирян, если критика не затрагивает лично патриарха.

Неравные силы

По оценкам экспертов, внутри РПЦ действительно происходит известное брожение, но в силу ее относительной закрытости светские люди не всегда верно понимают суть происходящего. Патриарх Кирилл непопулярен среди либеральной общественности, силы внутрицерковных оппозиционных группировок не равны, указывают аналитики.

«В РПЦ давно сложилась оппозиция патриарху со стороны фундаменталистов. Либеральное православие имеет место быть, но позиции его очень слабы», — говорит Борис Фаликов.

«Консервативно-охранительные тенденции перевешивают чаяния очень небольшой группы церковных либералов», — соглашается Андрей Мельников.

В эти дни в Италии хоронят кардинала Карло Мартини, бывшего архиепископа Миланского, популярного католического иерарха и богослова, многие годы выступавшего с реформаторских и обновленческих позиций. Покойный утверждал, что Ватикан отстал от жизни на 200 лет, и призывал, в частности, к более терпимому отношению к разводам и контрацепции.

Это, разумеется, чистое совпадение, но кончина кардинала Мартини на фоне дискуссии вокруг письма удмуртских священников дала толчок разговорам о том, что обе апостольские церкви равно нуждаются в модернизации.

По мнению российских религиоведов, ее перспективы не одинаковы.
«Возрождение православной церкви после атеистических гонений шло, в основном, под флагом возвращения к истокам. На Западе обновленческие настроения сильнее», — считает Андрей Мельников.

«Умозрительно можно сказать, что РПЦ модернизация не помешала бы. Но такие призывы раздаются в основном со стороны публики не церковной. В ближайшее время ждать шагов к модернизации не приходится», — замечает Борис Фаликов.

В отличие от Западной Европы Россия не знала Реформации.

Эксперты склонны считать появление «российского Лютера» маловероятным. В XVI веке любой политический и социальный протест принимал религиозную окраску. В наши дни недовольные существующей церковью скорее уйдут в атеизм и антиклерикализм, чем станут строить ей альтернативу.

«Ростки русского протестантизма были, например, движения стригольников и нестяжателей, но к Реформации с большой буквы они не привели, а теперь время упущено, — полагает Борис Фаликов. — Думаю, что реформы церкви не произойдет. Уж больно слабы либеральные силы внутри церкви. А любая модернизация может произойти только изнутри. Никакая критика извне не подействует, если в самой церкви не созреют предпосылки для модернизации».

Артем Кречетников
Би-би-си, Москва

http://www.bfm.ru/ne…doctype=article

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

  • Наши баннеры

    Союзное движение 17 марта
    Союзное движение 17 марта
  • Товарищ!


    Товарищ! Поддержка и продвижение Песен Русского и Советского Сопротивления - твой реальный вклад в освобождение родной страны от космополитической клики воров и предателей! Реквизиты для перечисления материальной помощи: Яндекс-Деньги: 41001348080539 Webmoney: R168030041212, Z228873363186 Через Сбербанк на карту MOMENTUM R номер: 5336 6901 4030 5568 действительна по 11/22, Харчиков Александр Анатольевич
    Сплотим Силы - Спасём Россию!
    Возродим великую Советскую страну!