Фев 21

Как поживают «страны-изгои»: о партнёрских проектах РФ и Северной Кореи

Автор: , 21 Фев 2015 в 9:54


 

После того, как объединённый Запад начал вводить санкции против РФ, в общелиберальном гуле часто можно было услышать: «Ха-ха, доигрались, теперь с вами кроме Ирана и Северной Кореи никто дела иметь не захочет!». Давно перестал удивляться этой логике общечеловеков, согласно которой развивать экономические и политические отношения с указанными государствами — нечто позорное.

Следует отметить, что укоренилась эта логика довольно глубоко. Лучшей характеристикой этого укоренения может служить случай с путешественником Михаилом Кожуховым. Цитирую:

«Я пробивал поездку в Северную Корею три года — через МИД, коммунистов, разве что только не через чёрта лысого. И это удалось — незадолго до смерти Ким Чен Ира. Мы, похоже, первые иностранцы, которым северокорейские братья по разуму разрешили снимать за последние лет двадцать.А дальше… На канале, где выходила моя программа, поменялось руководство… программу закрыли. Я всё перемонтировал: максимально вырезал себя, написал закадровый текст. Получился фильм, который я предложил трём (!) каналам. Не взяли. Единственный озвученный аргумент был: «А почему они у тебя такие милые?».

Это к вопросу о тотальной цензуре в федеральном телевизоре. Цензура бесспорно есть, только вот какая – либеральная, что ли? Поэтому предлагаю переключиться с мировосприятия либералов к вещам более предметным.

Российская модернизация Кореи

Если не считать идеи строительства транскорейского газопровода, известно минимум о двух крупных экономических российско-корейских проектах.

Во-первых, «Победа» —масштабная модернизация железнодорожных путей в КНДР. Предусматривается замена более 3,5 тыс. км железнодорожного полотна, ремонт мостов, туннелей. Проект рассчитан на 20 лет, а его общая стоимость около 25 млрд долл.

Во-вторых, проект модернизации системы электропередачи в КНДР. Её ресурс давно выработан, республика страдает от крупных энергопотерь. Обновление линий электропередачи обойдётся Корее ещё в 20-30 млрд долл. Однако известно, что КНДР не относится к числу богатых держав, откуда деньги?

Оба проекта не предполагают платы за выполненные работы в классическом понимании. За их реализацию российская сторона будет получать от КНДР полезные ископаемые, в частности — редкоземельные металлы. Кроме того, своеобразной платой можно считать согласие корейской стороны на ряд региональных проектов. К их числу можно отнести строительство энергомоста в Южную Корею через территорию Северной. На данный момент южнокорейская сторона окончательно не подтвердила своего участия, поэтому можно говорить лишь о первой стадии проекта — энергомост перебросят из Приморья в торгово-экономическую зону Расон в КНДР (компания «РусГидро» уже объявила конкурс на ТЭО).

Таким образом, в развитии отношений с КНДР Россия применяет схемы, уже отработанные с Ираном: исключение доллара США из взаимных расчётов (используются лишь для оценки предполагаемых проектов и контрактов), действие в логике вынужденной изоляции. Кстати, будет нелишним напомнить, что ещё летом стороны перешли на российские рубли во взаимных расчётах.

Разумеется, настолько плотное наращивание связей требует их соответствующей координации. Эта задача ложится на Деловой совет по сотрудничеству с Северной Кореей, о создании которого ТПП РФ объявила в начале февраля.

Корея идёт по китайскому пути

Модернизацию железных дорог, ЛЭП и строительство энергомоста руководство КНДР затевает вовсе не из любви к машинерии. В текущем году на территории Северной Кореи планируется открыть до 13 свободных экономических зон (промышленные, сельскохозяйственные, туристические, зоны экспортной переработки). Разумеется, в этом году их открытие будет скорее юридическим, инвесторов, преимущественно из КНР, северокорейским властям ещё только предстоит привлечь. Однако сделать это можно будет лишь в одном случае: территории СЭЗ должны располагать необходимыми энергетическими и логистическими мощностями.

Создание одной из этих зон планируется в непосредственной близости от границ РФ – на территории, где сходятся границы России, КНДР и КНР. Это уже совместный китайско-корейский проект, а потому логика создания несколько иная, нежели у российско-корейских проектов. В обмен на создание ряда объектов (в частности рыбного хозяйства) КНДР расширит русло реки Туманная (по её фарватеру проходит граница между Северной Кореей и РФ). В результате Китай получит выход в Японское море.

Профильные аналитики не один год указывают на опасность проекта «Туманган» (корейское название реки Туманная) для интересов РФ в регионе. Впервые о нём заговорили ещё в 1991 году. Главный его смысл для нас в том, что он резко снижает значение порта Владивосток и Транссиба. А в перспективе и вовсе уводит транзит грузов в сторону от России — маршрут идёт через КНДР в Китай и далее в СА, Турцию и Европу. Кстати, словно в насмешку транспортный коридор именуется Евразийским.

Шанс или угроза?

Этот довольно грубый набросок всё же даёт общее представление о российско-северокорейских отношениях и роли Приморья для России. Тут и шанс, и угроза. За то, чтобы установить влияние над этим краем географии (который наши либералы некогда сочли неперспектиным), оказывается, ведётся упорная многолетняя борьба. Попробуем сделать для себя основные выводы.

1. Сотрудничество РФ и КНДР должно быть не только экономическим, но и политическим, иначе в погоне за сиюминутной выгодой рискуем упустить перспективу. Следовательно, Деловой совет — это хорошо, но недостаточно, сотрудничество с КНДР нужно держать на контроле и министерству по развитию Дальнего Востока.

2. Редкоземельные металлы и уход от доллара в расчётах — это, конечно, хорошо. Но ведь тем самым мы, по сути, просто воссоздаём инфраструктуру (хоть и не бесплатно), а не укореняем свои интересы в Северной Корее. Практика показала, что одной только инфраструктуры оказывается недостаточно.

3. Уже сейчас видна главная угроза: с опорой на обновлённую инфраструктуру КНДР может (пусть и не умышленно) участвовать в убыточных для нас проектах.

Даже теоретически существует минимум 3 возможных реакции:

· зарубить вышеописанные проекты на корню прямо сейчас – вряд ли это выход, китайцы справятся с модернизацией не хуже;

· поставить КНДР перед фактом: модернизация с условием отказа от проектов типа «Туманган» – само по себе это вряд ли сработает;

· брать пример с Китая и не только вывозить из Северной Кореи металлы; разумеется, нам будет трудно тягаться с Китаем в инвестициях, поэтому следует увязывать политику КНДР с интересами РФ доступными методами – энергетическим партнёрством, организацией доступа Кореи к рынкам ЕАС.

Главное, чего точно не нужно делать — продолжать мыслить категориями вышеупомянутых руководителей телеканалов, привыкших считать КНДР неким курьёзом политической карты мира. У России нет неважных соседей и дело тут отнюдь не в санкциях.

P.S. Кому вдруг интересно: Кожухов, плюнув на ТВ каналы, выкладывает фильм о КНДР в своём фейсбуке.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.