Июн 05
Россия всё ещё светское государство?
Вопрос, вынесенный в заголовок поста, не случаен.
С одной стороны, ответ на него очевиден: согласно Конституции РФ, Россия является светским государством, в котором церковь отделена от государства, и каждому гарантирована свобода совести (то есть, возможность без всякого давления со стороны тех или иных религиозных организаций исповедовать любую религию или не исповедовать вообще никакой).
Но чем дальше, тем больше я убеждаюсь в том, что в нашей стране это естественное право человека с полного попустительства государственных органов власти, а то и с их полного одобрения, считается пустыми словами, не имеющими реального значения.
Поиск так называемых «духовных скреп» почему-то обернулся каким-то диким клерикализмом, возвращающим Россию в позапрошлый век. Этой самой «скрепой» вдруг стала РПЦ МП, возглавляемая человеком, который отнюдь не является примером христианских добродетелей (если кто не понял, то я говорю о патриархе Кирилле). И сам господин Гундяев, и его многочисленные подручные начали диктовать всем нам, как нужно жить, чуть ли не предавая анафеме всех, кто не согласен с их представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо. При этом государство на эти претензии церкви регулировать и контролировать нашу повседневную мирскую жизнь закрывает глаза, что только лишь стимулирует активность клерикалов, растущую в геометрической прогрессии.
Сразу отмечу, что я не имею ничего против христианства вообще, ни против православной конфессии в частности (впрочем, такой же позиции я придерживаюсь в отношении любой религии), более того, я, будучи агностиком, считаю себя человеком православной культуры (иначе и быть не может для русского человека, к тому же историка).
Как историк, я не могу отрицать и огромную роль церкви в становлении Российского государства и превращении его в могущественное царство — империю.
Однако, есть многочисленные НО…
Мои претензии современного человека, довольно неплохо знающего историю цекрви, адресованы именно РПЦ МП, представители которой в глазах самостоятельно думающего человека выглядит примерно так:
Именно это стало главной причиной возникновения русских средневековых еретических движений в XIV — XV веках (слышали о стригольниках и жидовствующих, или, может быть, о новогодско-московской ереси, войну с которой считал одним из главных своих дел новгородский архиепископ Геннадий, а он, дай ему волю, вполне мог бы стать «русским инквизитором» похлеще знаменитого своего современника Торквемады?).
И даже тот факт, что среди официальных церковнослужителей возникло движение «нестяжателей», призывавших к очищению церкви от греховной страсти стяжательства, с точки зрения духовного их лидера Нила Сорского, являвшейся главной причиной недоверия русских православных христиан к официальной церкви, о многом говорит.
Но, как известно, во внутрицерковном споре победил сторонник слияния церковной и государственной власти Иосиф Волоцкий, которого первый «Государь всея Руси» великий князь Московский Иван III поддержал прежде всего потому, что в противном случае церковь отказала бы ему в идеологической поддержке, что в условиях процесса централизации русских земель вокруг Великого Московского княжества грозило большими и вряд ли разрешимыми проблемами.
В дальнейшей нашей истории взаимоотношений церкви и государства (даже несмотря на конфликт между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, возомнившем себя более значимой фигурой, чем царь — «Священство выше царства»; несмотря на то, что Петр I ликвидировал партриаршество, превратив церковь государственный институт) вплоть до 1917 года государство и церковь являлись ближайшими союзниками в вопросе превращения населения в послушное стадо.
Не стану дальше развивать историческую тему, поскольку основные имена и термины названы, а кому интересны подробности, легко смогут их найти. Все-таки, мой пост посвящен не столько истории, сколько современности, ибо в наше время — в XXI веке церковь снова начинает претендовать на роль главного формирователя мировоззрения людей. И это не может не настораживать любого здравомыслящего человека, не являющегося мракобесом и умеющего анализировать факты и делать из этого анализа соответствующие выводы.
Несколько фактов для размышления.
1. В Новосибирске в суд вызван режиссер, поставивший в Новосибирском театре оперы и балета оперу Рихарда Вагнера «Тангейзер», и директор этого театра. Против них было возбуждено административное (хорошо, что пока ещё не уголовное) дело по иску митрополита Новосибирского и Бердского Тихона в связи с тем, что «характер использования в спектакле образа Христа в окружении обнаженных женщин носит явно неприглядный вид, что порочит изображение Иисуса Христа как Бога в христианском мировоззрении».
2. В Ижевском театре поставили спектакль «Метель» по одноименному произведению А. С. Пушкина. Этот спектакль вызвал возмущение местного священника, и он написал жалобу главе правительства Удмуртии: «Уродливый образ священника — пьяницы и вымогателя глубоко оскорбил мои религиозные чувства… Все происходящее я считаю нарушением статьи 148 УК РФ «О свободе совести и религиозных объединений».
Нормально, да?!
У нас уже появляется церковная цензура, диктующая театрам, какие именно пьессы ставить, как работать над постановкой режиссеру, что говорить и как играть актерам?
Следующим шагом обнаглевших и чувствующих поддержку региональных и федеральных властей (ибо без одобрения центра у нас регионы, увы, мало на что способны кроме что разве воровства) клерикалов станет запрещение родителям читать детям сказки, а в школах изучать творчество Л. Н. Толстого (отлученного от церкви) и «солнца русской позии», «нашего всего» — А. С. Пушкина?
Ведь в русских народных сказках попы почти всегда были персонажами отнюдь не положительными. Да и поговорках русского народа они предстают не в самом лучшем образе.
К примеру:
«Что нам не мило, то попу в кадило»;
«У святых отцов не найдешь концов»;
«Мужик только пиво заварил, а уж поп с ведром»;
«У попа глаза завидущие, а руки загребущие»;
«Поп любит блин, да чтоб не один».
Что же касается А. С. Пушкина, то к нему у наших церковников — наследников мракобесов XIX века должно скопиться множество претензий, начиная от известной всем детям, родители которых ещё не свихнулись от клерикальной пропаганды, гениальной сказки «О попе и работнике его Балде» (в которой, если вы помните её содержание, у попа какие-то свои делишки с чертями, что намекает понятно на какую сущность этого клирика), заканчивая стихами, которых до сих пор нашему великому поэту не могут простить все ретрограды:
И у позорного столба
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим».
Без всяких сомнений еретик и враг русского православного народа!!!
А если этот народ читает поганые стишки этого отщепенца, да к тому же еще и с большой примесью чуждой нам африканской крови (!!!), то анафема этому и народу!!!
Страшно, что в XXI веке это мракобесие имеет поддержку у некоторой части нашего народа.
Ещё страшней то, что государство гласно или негласно поддерживает это возвращение в казалось бы давно забытое прошлое.
Но самое главное то, что все это не имеет никакого отношения к истинному христианству, поскольку ни чем иным как ханжеством и фарисейством это назвать нельзя. А не с этим ли пытался бороться Иисус Христос? (Прежде чем возражать, перечитайте Евангелие).
Или стихи В. С. Высоцкого:
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и ещё —
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда — наполовину,
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или — когда все время против шерсти,
Или — когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой —
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово «честь» забыто
И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне — и неспроста:
Я е люблю насилья и бессилья,
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу
И не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда вне лезут в душу,
Тем более — когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены:
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены —
Я это никогда не полюблю!»
И не нужно мне говорить, что Высоцкий был алкоголиком, наркоманом и вообще ассоциальной личностью. Как бы то ни было, эти его стихи к истинному христианству имеют намного большее отношение, чем любые прпоповеди современных попов на тему как нам нужно жить.
P. S.: До тех пор пока я работаю в школе, и пока у меня есть возможность оказывать влияние на образовательную политику моей школы, я не допущу появления в ней попов с их лицемерными проповедями (попытки были!). Это дело принципа!
Сергей Воробьев.
Поделиться в соц. сетях
Отзывов нет Без рубрики